В декабре кафедрой языкознания ИИЯ ВГСПУ была проведена викторина по русскому языку — конкурс аналитических работ «Нормы современного русского языка и их нарушения (на материале печатных СМИ)», в котором принимали участие студенты групп ВАБ-112, САБ-111, САБ-112, НАБ-111, АВБ-111, ЧАБ-111. Организаторами конкурса выступили зав. кафедрой языкознания, д.ф.н., проф. Н.Н. Панченко и к.ф.н., доц. А.А. Дьякова.
Перед конкурсантами стояли следующие задачи: выявление случаев отклонения от норм современного русского языка в текстах газет и журналов; анализ выявленных речевых ошибок и их систематизация с учётом типов нарушенных языковых норм (лексические, морфологические, синтаксические); редактирование контекстов, содержащих речевые ошибки. В качестве материала исследования студенты выбрали тексты газет «Вечерний Волгоград», «Всё для вас», «Родной город», «Ваша газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Известия» и др., журналов «Все звёзды», «Антенна-Телесемь. Волгоград», «Я покупаю — Shopping GuideВолгоград», «Music Box», «Тайны звёзд» и др.
Победителями конкурса стали студенты группы ВАБ-112, которые не только проанализировали наибольшее количество единиц наблюдения (86 контекстов), но и провели анкетирование учащихся и учителей МОУ Лицея № 3 для того, чтобы выявить отношение респондентов к ошибкам в публицистических текстах. Анкета включала в себя следующие вопросы;
1. Замечаете ли вы ошибки в печатных текстах? (Варианты ответов: 1) да; 2) нет.)
2. Какова Ваша реакция на подобные ошибки? (Варианты ответов: 1) отношусь с безразличием; 2) скорее безразлично; 3) раздражает; 4) возмущает; 5) смешно.)
3. Считаете ли Вы речевые ошибки в печатных СМИ недопустимыми? (Варианты ответов: 1) да; 2) нет.)
4. Допускаете ли Вы сами ошибки в частной переписке, личных записях и т.д.? (Варианты ответов: 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет.)
5. Указываете ли Вы на допущенные ошибки своим собеседникам: друзьям, родственникам и т.д.? (Варианты ответов: 1) да; 2) нет.)
Анкетирование показало, что взрослые носители языка чаще обращают внимание на нарушения языковых норм в публичной речи и считают такие нарушения недопустимыми, в то время как учащиеся либо не замечают их, либо относятся к ним толерантно или с юмором. При этом большинство респондентов предпочитает указывать собеседникам на допущенные ими речевые ошибки, хотя считает возможным допускать ошибки в собственных личных записях или частной переписке.
Результаты анкетирования вынуждают сделать неутешительные выводы: нарушение языковых норм сегодня не случайность, а закономерность, и СМИ играют в этом не последнюю роль, поскольку оказывают воздействие не только на восприятие и оценку предоставляемой ими информации, но и на формирование речевой культуры. К сожалению, речь, изобилующая ошибками, — обычное явление не только в повседневном общении носителей языка, но и (как показали наблюдения конкурсантов над материалом исследования) в сообщениях СМИ, которые для многих являются образцом речевой культуры.
В качестве мер, которые моли бы помочь в борьбе с возрастающей безграмотностью, студенты группы ВАБ-112 называют привлечение специалистов-филологов для работы в сфере массовой коммуникации; открытие сайтов, высмеивающих речевые ошибки и объясняющих, как их исправлять; введение штрафов за нарушение языковых норм в публичных сообщениях; проведение акций по пропаганде грамотности среди населения; внимательное отношение каждого носителя русского языка к собственной речи.
Второе место в конкурсе было присуждено аналитическим работам студентов групп САБ-111 и ЧАБ-111.
Третье место заняла работа студентов группы САБ-112.
ПОЗДАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!